Российская власть обходится нам дорого. 3300 рублей на каждого гражданина России – примерно столько (по минимальной оценке) мы ежегодно платим нашим чиновникам, составляющим 5,2% (вместе с армией) занятых. Причем ни экономический кризис, ни падение цен на нефть не снизили эти расходы. Напротив, они только растут. Больше $100 – таков объем годового «налога на бюрократию». И это без учета неформальных выплат, то есть взяток.
Суммарные расходы на госуправление региональных бюджетов в первом полугодии 2009-го составили 100,9 млрд руб., что на 3,8% выше, чем в первом полугодии прошлого года. Аналогичные расходы федерального правительства росли быстрее – на 16,4%, говорится в исследовании «Сколько стоит региональная власть в кризис», выполненном компанией ФБК.
Были проанализированы статьи 0102–0106 бюджетной классификации. Учитывая, что многие отраслевые НИИ сейчас фактически выполняют функции аналитических центров при ведомствах, и госкорпорации также взяли на себя ряд функций, традиционно осуществляемых государством, то реальная сумма расходов и их рост может быть в разы выше.
Впрочем, нельзя сказать, что кризис не оказал совсем никакого влияния на уровень расходов на аппарат.
Доля расходов на госуправление в первом полугодии 2008-го и на обоих (региональном и федеральном) уровнях составляла 3,8%. Сейчас она уменьшилась до 3,4% в федеральном бюджете и 3,7% в региональном. Но это по-прежнему много, ведь с одной стороны, ФБК признало, что ее оценка, – это минимальный уровень расходов, который в реальности выше, а с другой, – в странах с эффективным госуправлением (к примеру, Сингапур, Финляндия) полный уровень расходов бюджета на управление не превышает 3%. Практика показала, что при большей доле расходов производительность чиновников снижается.
Общие расходы на региональных чиновников (без учета муниципальных), поделенные на количество россиян, в первом полугодии составили 711 рублей. Удельные расходы на федеральных бюрократов – 927 рублей с человека. Итого 1638 рублей за полугодие. В прошлом году расходы на одного регионального бюрократа составляли 648 руб.
В Калужской области они самые низкие по России – 240 руб. Денег на чиновников этот регион выделяет меньше всех субъектов РФ – 240,5 млн руб.
Больше всех денег на управление выделяет Московская область (6,9 млрд руб.), что больше даже, чем в нефтяном Ямало-Ненецком АО (2,7 млрд). Но и чиновников в Московской области побольше. В ЯНАО население невелико, поэтому «аппаратное бремя», приходящееся на одного жителя просто огромно. Впрочем, плохое положение дел в регионе не гарантирует скромные затраты на бюрократию. Например, очень много тратят на чиновников в Чечне.
О благосостоянии чиновников за июнь отчитался недавно Росстат. Он опубликовал среднемесячную начисленную заработную плату в среднем по экономике и по отрасли «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование». Эта отрасль включает и военных, тем не менее, дает определенное представление о тенденциях. Зарплата чиновников составила в июне 24 572 руб. (на 26% выше среднероссийского уровня) и выросла на 11,2% по сравнению с июнем прошлого года (зарплата среднего россиянина увеличилась на 8,2%).
Тот факт, что расходы на госаппарат растут, несмотря на кризис, объясним. Масштаб кризиса был недооценен, поэтому план расходов на этот год был основан на слишком оптимистичных прогнозах (хотя, можно вспомнить, что в целом многие бюджетные статьи подверглись секвестру). Кроме того, существенная часть этих расходов идет на оплату ЖКХ, а решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий было принято еще в 2007 году.
Несмотря на все это, в ФБК считают, что потенциал снижения расходов на региональное чиновничество в этом году составляет около 15%, – даже если не менять подход к финансированию чиновников принципиально.
Попытки поставить бюрократов в зависимость от результатов их работы предпринимались, но прошедшая административная реформа формально внедрила бюджетирование только по результатам работы министерств, а не на уровне более мелких ведомств, и уж тем более не на уровне конкретных чиновников.
Так что финансирование бюрократии от эффективности ее действий никак не зависит. В итоге, даже в депрессивных регионах содержание чиновничьего аппарата увеличивается.
Министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин кивает на федеральный центр: количество индикаторов, по которым надо отчитываться в Москву, за период кризиса возросло с 215 до 450. В результате 80% документооборота составляет «бюрократический футбол». Это увеличивает загрузку чиновников.
Как тут не вспомнить, что в Сингапуре, где экономика много больше и сложней, чем в любом российском регионе, обходятся всего тремя индикаторами для всех министерств: добавленной стоимостью в курируемой отрасли, количеством новых рабочих мест и привлеченными инвестициями. И ведь как-то живут. Николай Дзись-Войнаровский
Çыпăçтарнисем: |