На Педагогической ассамблее, прошедшей в Санкт-Петербурге, представлен проект "Профессионального кодекса учителя". Цель кодекса - определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогической общественностью и государством.
Профессиональный кодекс учителя
Преамбула Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Общие положения Раздел 1 1.1. Источники этики учителя Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законода-тельных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы. 1.2. Принципы этики учителя При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: - гуманность; - законность; - демократичность; - справедливость; - профессионализм; - взаимное уважение. Раздел 2 Личность учителя 2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. 2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией. 2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. 2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания. 2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз. 2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни полу-чение взятки, ни ее дача. 2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Раздел 3 Взаимоотношения учителя с учениками 3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. 3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, на-циональности, религиозных убеждений и иных особенностей. 3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. 3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной. 3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. 3.6. Учитель следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности. 3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку. 3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения. 3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях. 3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом 3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ). 3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной. 3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. 3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне. 3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда. 3.18. Инициатива приветствуется. 3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия. 3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития лич-ности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников. Взаимоотношения учителя с родителями учеников 3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с роди-телями учеников. 3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учени-ков. 3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. 3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. 3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна вли-ять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению. Взаимоотношения учителя с обществом и государством 3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком. 3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества. 3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Заключительные положения 4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного ко-декса. 4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогиче-ским коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высо-кой профессиональной организацией.
Çыпăçтарнисем: |