Российские власти, похоже, все же решились сделать важный шаг на пути к духовно-нравственному выздоровлению нации. Несмотря на отчаянное сопротивление внутрироссийской либеральной фронды, выступающей за сохранение права человека на моральное разложение, а также за полную свободу совести (плавно переходящую во вседозволенность и этический нигилизм), здоровым силам российского общества удалось убедить высшее руководство в необходимости более масштабной и адекватной борьбы с кризисом, который, как известно, начинается не в отхожем месте, а в головах. На вчерашнем совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей президент Дмитрий Медведев предложил провести в ряде российских регионов эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. А по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну.
Пит кирлех-ши ку предмет? Хăй вăхăтĕнче "Этика и психология семейной жизни" кĕртрĕç. Унран ним усси те пулмарĕ. Кунпа та çаплах пулĕ. Тата вĕрентÿ сехетне ăçтан илеççĕ-ши? Хăш предметран касса илмелле халь ăна? Ахаль те ачасен нагрузки (вĕренÿ çăкĕ) питĕ пысăк. Ачасен сывлăхĕ пирки никам та шутласшăн мар курăнать.
Одновременно с введением предмета «Основы религиозной культуры» в школах в Российской армии появится институт военных священников. Таким образом получит вторую жизнь славная старая (еще дореволюционная) традиция, что, несомненно, будет способствовать оздоровлению морального климата в воинских подразделениях и внесет существенную лепту в борьбу с такой хронической армейской болезнью, как дедовщина. Первые батюшки и муллы появятся в частях Северо-Кавказского военного округа.
По мнению главы государства, это возможно, например, с 2012 года. «Как пойдет», – уточнил он. «Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться», – подчеркнул президент. А чтобы избежать возможных инсинуаций по этому поводу со стороны адептов воинствующего атеизма и сторонников религиозного равноправия, добавил, что ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. «Т. е. это могут быть основы православной культуры, либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе… Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны… И, наконец, возможен третий вариант – для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики», – пояснил Дмитрий Медведев. При этом глава государства особо подчеркнул, что «выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным». По словам президента, «любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», а «преподавать все эти предметы должны только светские педагоги». Таким образом, принцип свободы совести окажется полностью соблюден.
Как и следовало ожидать, представители РПЦ и мусульманской общины РФ приветствовали это решение, назвав его «эпохальным» и «справедливым», а представители иудаизма выразили благодарность Министерству образования и науки. Хотя, на самом деле, свою признательность им следовало бы выразить президенту, без личного вмешательства которого это начинание вряд ли бы претворилось в жизнь в обозримом будущем. «Это – эпохальное решение», – как сообщает РИА «Новости», сказал зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых). А глава синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что принятое решение «венчает собой долгую и нелегкую дискуссию в нашем обществе». «Президент предложил такую схему, которая устроила всех. Думаю, устроит она и неверующих людей, поскольку речь идет о модели, опробованной в разных странах мира и опирающейся на уважение к свободе личности и помощь государства, чтобы люди разных мировоззрений могли свободно себя чувствовать в школе и армии», – выразил он позицию Русской православной церкви по этому вопросу.
Решение о проведении эксперимента по преподаванию в школах основ религиозной культуры и светской этики в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», настоятель московского храма Благовещения в Петровском парке Максим Обухов:
– Это может показаться несколько странным, но я занимаю осторожно-наблюдательную позицию по этому вопросу. И вот почему. Напомню, что когда несколько лет назад были предприняты попытки ввести в школах Основы православной культуры, то возник альтернативный проект «Истории мировых религий». Последний был разработан в пику православному предмету. Я внимательно изучил этот учебник. Кстати говоря, он тогда удивительно быстро был написан и выпущен. Т. е. сразу же нашлись деньги и были брошены все силы для того, чтобы в рекордные сроки подготовить проект «Истории мировых религий». Более того, он уже разрешен для преподавания. Хотя, на мой взгляд, такой подход неприемлем. Хотя бы потому, что в этом учебном пособии не написано о том, что Христос воскрес. Описывается христианство в целом и какие-то исторические события. А о том, что Христос воскрес, совсем не написано. Хотя на самом деле это, пожалуй, ключевое положение христианства. Так что, повторюсь, этот проект был подготовлен секулярными силами. Т. е. он имел весьма смутное отношение к Основам православной культуры – проекту, которым занимается РПЦ.
Поэтому, что касается нового курса основ религиозной культуры, то у меня пока больше вопросов, чем ответов. Нужно видеть уже подготовленные учебники и методические материалы, чтобы понять, о чем в данном случае идет речь. Не менее важно, согласованы ли они с миссионерским отделом Русской православной церкви, является ли этот курс сугубо секулярным проектом по нейтральному изложению набора фактов из разных религий и не выхолощено ли из него нравственное содержание православного вероучения. Я надеюсь, что через какое-то время православная общественность получит ответы на эти важные вопросы. Пока же я могу сказать, что в целом поворот государства к признанию необходимости изучения религии – это, конечно, эпохальное событие в нашей общественной жизни, который можно только приветствовать. Общество ожидает, что церковь поможет ему в решении таких злободневных проблем, как наркомания, алкоголизм, аборты, а также в преодолении безнравственности, но действенного инструмента для влияния на эту ситуацию до сих пор ей не предоставлялось. Надеюсь, теперь он появится.
Введение преподавания основ религии - "это правильный и нужный шаг в отношении образования". Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости заявил член Общественной палаты РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. "Чтобы считаться образованным, человек должен знать историю религий", - подчеркнул правозащитник.
Брод заметил, что нужно хорошо продумать схему образования, подготовить педагогов, можно приглашать для выступлений священнослужителей. Он также отметил, что необходимо будет преподавать основы всех направлений религии, а не уделять больше внимания преподаванию основ православия.
ИА REGNUM Новости сообщало, что президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей предложил в 18 российских регионах провести эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Ученики и их родители смогут самостоятельно выбрать предмет изучения: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма. Для желающих изучать многообразие российской религиозной жизни может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий России, отметил Медведев. Эти предметы будут преподавать только светские педагоги. Глава государства также обратил внимание на то, что для учеников, не имеющих определённых религиозных убеждений, будет введён альтернативный вариант: они смогут изучать основы светской этики.
Эксперимент будет проводиться с 2010 года в течение трёх лет в 18 регионах России. Семьям школьников будет предложено изучать один из трёх модулей: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история и основы культуры основных мировых религий, основы этики.
"Я считаю, что школьникам нужно объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо (как у Маяковского). Если детям этого не объяснят в школе, то потом объяснят какие-нибудь скинхеды. Мы должны объяснить детям, что грабить плохо, убивать плохо, а помогать ближним - хорошо". Такое мнение выразил директор общеобразовательного центра "Царицыно", член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский, комментируя корреспонденту ИА REGNUM Новости предложение Дмитрия Медведева провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики.
По словам Рачевского, курсы этики необходимы. "Выбор останется за семьей и ребенком, каждая семья самостоятельно выбирает подходящий курс", - отметил он. "Основы современной нерелигиозной этики в период информационных цивилизаций нужно преподавать. Ведь и в интернете есть свои этические отношения", - сказал Рачевский.
Однако Рачевский усомнился в том, что преобразование будет скорым, потому как, по его словам, сегодня есть нехватка специалистов, способных преподавать этику. "Ввести в России это сразу невозможно, как это было сделано, к примеру, в Германии, Польше. Должно пройти несколько лет, пока самих учителей научат, что такое этика", - отметил он.
"Надеюсь, что новый предмет поможет в хоть какой-то мере выправить крен, который российская школа приобрела после введения пресловутого единого госэкзамена". Такое мнение высказал глава Совета Федерации Сергей Миронов, комментируя инициативу президента РФ Дмитрия Медведева по введению в экспериментальном порядке в школах 18 регионов курса религиозной культуры, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. В частности, таким креном Миронов считает "сведение образовательного процесса, особенно в выпускных классах, к натаскиванию на тесты".
"Кажется, еще немного, и ЕГЭ окончательно вытеснит из школ такую важнейшую функцию, как воспитание человека, личности", - считает спикер верхней палаты парламента. По его мнению, настоящее воспитание невозможно "без знакомства школьников с духовными ценностями, которые разделяются и утверждаются всеми основными религиями, без знакомства с достижениям светской этической мысли".
"Дебаты о том, насколько уместно привлекать ценности традиционных для России религий в процессе школьного воспитания, можно вести бесконечно. Всегда будут аргументы "за" и "против". Президент взял на себя ответственность поставить точку в этом многолетнем споре", - сказал глава Совфеда.
Он считает правильным на первоначальном этапе введение предмета "Духовно-нравственное воспитание" как эксперимента в ряде регионов. "Перед повсеместным введением этой дисциплины нужно наработать опыт, предложить педагогам действенную методику. Главная опасность здесь - формализм, который может превратить благое в прямом смысле слова начинание в свою противоположность", - сказал глава Совфеда.
Миронов считает недопустимым введение ЕГЭ по новому предмету. "Не должно быть никаких ЕГЭ по новому предмету. Оценку тут может и должна давать сама жизнь молодых людей, а не чиновники от образования", - заключил глава верхней палаты парламента.
Пит кирлех-ши ку предмет? Хăй вăхăтĕнче "Этика и психология семейной жизни" кĕртрĕç. Унран ним усси те пулмарĕ. Кунпа та çаплах пулĕ. Тата вĕрентÿ сехетне ăçтан илеççĕ-ши? Ахаль те ачасен нагрузки (вĕренÿ çăкĕ) питĕ пысăк. Ачасен сывлăхĕ пирки никам та шутласшăн мар курăнать.
Чиркÿсем малашне нумайрах укçа пуçтарма пултарччăр тесе тăваççĕ ăна! Мĕн чухлĕ чиркÿре çын нумайрах - çавăн чухлĕ вĕсен укçа нумайрах. Анчах укçа çынна кăна мар, чиркĕве те пăсать. Аса илер-ха историне. Чиркÿ укçашăн халăха епле хĕсĕрленине, кайран унран мĕн пулса тухнине. Чиркÿн укçашăн мар, çын чунне сиплессишĕн ĕçлемелле. Халĕ пăхăр-ха чиркÿри пулăшусен хакĕсене. Ахаль çын патне те ан пытăр, мĕнлерех çыртаççĕ вĕсем. Эпĕ нумаях пулмасть Дивеевăна кайса килтĕм (урăх нихçан та каймастăп!), унта хăвăн аппаратупа сăн ÿкерчĕк ÿкмешкĕн те укçа тÿлемелле. Мĕншĕн кăна укçа илмеççĕ унта...
Клерикализация школы и армии не только "растаптывает" Конституцию, но и приведет к росту сепаратизма и развалу России. Такое мнение высказали представители общественности и эксперты на пресс-конференции в Москве, сообщает 28 июля корреспондент Каспарова.Ru.
Причинами введения в школах в качестве обязательного предмета "Духовно-нравственное воспитание" участники пресс-конференции назвали желание РПЦ расширить свое влияние. Властей же, по их мнению, интересует покорность и подчиненность граждан.
"Медведев оказал РПЦ медвежью услугу. Лучший способ отбить охоту к вере и религии у детей - это сделать ее обязательным предметом", - заявил зампред фонда "Гласность" Владимир Ойвин.
"Введение такой дисциплины в школе - давно ожидаемое событие. Вся логика политического развития страны шла к этому явлению. Мы столкнулись с введением идеологии под видом веры", - считает Ойвин. По его словам, в условиях напряженных межнациональных отношений в стране разделение людей по вере будет идти уже со школы: вместо объединения детей мы увидим их размежевание. В армии эта инициатива также приведет только к росту напряженности.
Капитан I ранга, член Церковного совета Рогожской старообрядческой общины в Москве Сергей Рябцев отметил, что дедовщина в армии всегда ищет конфликт, ищет непохожих, почву для размежевания: москвичи - провинциалы, кавказцы - славяне, старослужащие - новобранцы. "А тут появиться такой фактор как религия, естественно уровень дедовщины вырастет", - добавил Рябцев.
"В очередной раз происходит растаптывание статей Конституции, которых и так осталось немного", - рассказал председатель Фронта национального спасения Валерий Смирнов. Он пояснил, что инициатива президента Дмитрия Медведева о введении религиозной составляющей в школьную программу нарушает статью 14 ( "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". ) и статью 28 ( "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". ).
"Обычно в современных государствах противоречия сводятся к минимуму, так как они просто взрывают нацию инутри. В России же, в стране и так многонациональной, вводится еще и религиозная составляющая. Это свидетельствует только о глубокой дурости управляющего класса. Этим шагом государство доказывает свое крайне низкое качество", - отметил Смирнов.
В свою очередь доктор политических наук, профессор МНЭПУ Сергей Черняховский считает, что школьники 4-5 классов столкнуться с принудительной религиозной самоидентификации, что равнозначно внедрению разделения и религиозной розни уже со школьной скамьи. "Более того, детей заставят самоопределиться тогда, когда они этого просто не могут сделать", - заявил Черняховский.
По его мнению, власть столкнулась с моральным банкротством: она не может предложить какое-либо интегрирующее начало обществу, поэтому идет на союз с церковью. "Церковь же, прибегая к помощи государства, признает, что не может без административных рычагов привлечь к себе верующих", - сказал политолог.
Напомним, внутри учебного курса "Духовно-нравственное воспитание" будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение. Как подчеркнул министр образования Андрей Фурсенко, "обучение в рамках одного из этих модулей будет обязательным".
Отметим, что первоначально предмет "Духовно-нравственное воспитание" назывался "Основы православной культуры" (ОПК). С 1 сентября 2006 года ОПК изучаются в 15 регионах России. В двух регионах Черноземья - Брянской (курс "Встреча с историей") и Белгородской (курс "Православная культура") областях ОПК является обязательным предметом. В 2008 году - в пяти регионах.
За введение в школах курса выступают иерархи Русской православной церкви. Против введения в учебный процесс ОПК выступали представители других конфессий и религий, а также различные правозащитные и политические организации.
ОПРОС: Нужно ли в школах преподавание религии? Нет-59% На выбор-27% Да-15% Сложно это-1%
Для преподавания истории религий в школах могут быть использованы некоторые из существующих сейчас учебников по этому предмету, заявил журналистам министр образования России Андрей Фурсенко.
Эксперимент по введению в школах основ религиозной культуры и светской этики начнется весной 2010 года в четвертых классах 18-ти регионов. Ранее протодиакон Андрей Кураев, возглавляющий редколлегию учебника по основам православной культуры (ОПК), заявил, что пособие не будет готово к началу эксперимента, работа будет завершена только к ноябрю 2010 года.
"Преподавание религии в школах будет вестись с 2010 года, до этого времени будет вестись большая работа, основанная на том, что уже сделано сегодня. В той или иной степени историю и культуру религий изучают в 64 регионах. Соответственно, есть учителя, есть учебники, есть из них очень неплохие учебники, и, наверное, некоторые их них могут быть использованы", - сказал Фурсенко на встрече с участниками проекта "Юношеская восьмерка в России" в детском центре "Орленок".
Министр подчеркнул, что в школах должна быть увеличена воспитательная составляющая, независимо от того, какого мировоззрения придерживаются родители детей.
"Именно эта задача стоит перед учителями, перед школами, перед всей системой образования, независимо от того, что выберет ребенок - изучение истории всех религий в целом, более углубленное изучение той или иной конфессии. Мы должны в результате получить порядочных воспитанных ребят, которые имеют общую базу, общечеловеческие воззрения, как люди должны относиться друг к другу", - добавил министр.
Фурсенко уточнил, что преподавание курса истории религий начнется в двух последних четвертях учебного года в 4-х классах и первой четверти 5 класса.
"В течение трех лет эти курсы в ограниченном количестве регионов будут рассматриваться как пилотные, и только на основе этого мы примем решение о том, как двигаться дальше. Конфликта между тем, что делается и что будет делаться не будет. Все будет происходить на добровольной основе. Ни одной школе эти курсы не будут навязаны", - сказал Фурсенко.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и помощник президента РФ Аркадий Дворкович прибыли во Всероссийский детский центр "Орленок" на встречу с частниками проекта "Юношеская восьмерка в России".
В работе специальной смены принимают участие победители первого этапа конкурсного отбора российской делегации на Саммит "Юношеской восьмерки"- 2009, прошедшего в Риме в начале июля 2009 года. Более 50 лучших выпускников и школьников Южного федерального округа собрались вместе, чтобы спланировать свою дальнейшую работу в рамках проекта "Юношеская восьмерка в России".