1 сентября для всех детей и взрослых - долгожданный и светлый праздник. Миллионы девчонок и мальчишек по всей стране в этот день с букетами цветов приходят в свои светлые классы, усаживаются за парты, и перед ними открывается дверь в удивительный мир знаний.
В этот праздничный день даются напутствия и наставления на весь учебный год. И от того, какой будет первая встреча учителей, родителей и детей, какие будут обсуждаться проблемы, зависит психологический климат в классном коллективе.
В новом учебном году в 500 школах республики по предварительным данным будут обучаться около 127,5 тыс. учащихся (2010-2011 уч. г. – 124,9 тыс.), из них впервые перешагнут порог школы более 12,6 тыс. детей.
По этой трудной, но интересной дороге знаний их поведут учителя-наставники, классные руководители. На сегодня в школах республики трудятся более 11 тыс. педагогических работников, в т. ч. 9,5 тыс. учителей.
В результате концентрации кадровых, финансовых, материальных ресурсов в республике создана сеть базовых школ – ресурсных центров (138). К ним организован подвоз более 14 тыс. детей из 1038 деревень на 346 автобусах.
В 2011 году на развитие инфраструктуры школ (учебное, спортивное и медицинское оборудование, мебель, художественная литература, оборудование для столовых, школьные автобусы, капитальный ремонт) из консолидированного бюджета всех уровней направлено около 470,0 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - в сумме 262,8 млн. рублей.
Развитие школьной инфраструктуры позволило увеличить количество детей, обучающихся в современных условиях, до 92,3%.
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественного образования. На сегодня в Чувашии 1 компьютер приходится на 10,0 учащихся, в 138 ресурсных центрах – 1 компьютер на 5-8 школьников. Все школы имеют сайты. Начали внедряться единые электронные карточки, электронные расписания, журналы, дневники.
Функционируют 123 республиканские пилотные площадки по внедрению новых педагогических технологий: апробация моделей школы ступеней обучения, моделей кадетских классов, школы надомного обучения, развитие ключевых компетенций учащихся с применением методов и элементов гендерного обучения, реализация проектов «Создание единой информационной среды», сетевое взаимодействие по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников и др.
Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, которые, общаясь виртуально, разрабатывают электронные учебно-методические пособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д.
Информационные образовательные ресурсы активно используются по созданию доступных качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ реализуются проекты инклюзивного и интеграционного (более 1000 детей), дистанционного образования (156 детей). С октября 2009 года действует Республиканский центр дистанционного образования. За 2010-2011 годы на эти цели дополнительно привлечено из федерального бюджета более 54 млн. руб.