15 сентября 2012 года в Москве состоялся «Марш миллионов». В его состав вошла многотысячная колонна педагогических, медицинских, научных работников, деятелей культуры, студентов из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Брянска, Калуги, Тольятти и др.), чтобы выразить свой протест против разрушения отечественного образования, науки, культуры и здравоохранения.
Колонна прошла от Пушкинской площади по бульварам Москвы до проспекта Сахарова, где состоялся митинг.
На нём была принята Резолюция Колонны образования, науки, культуры и здравоохранения, требования и предложения которой легли в основу Открытого обращения к руководству страны участников колонны. Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Премьер-министру РФ Д. А. Медведеву, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Федерацию Независимых Профсоюзов России, Профсоюз работников народного образования и науки, Профсоюз работников здравоохранения, Профсоюз работников культуры, Российский Союз ректоров, Общественную палату РФ, Уполномоченным по правам человека РФ участников Колонны образования, науки, культуры и здравоохранения.
Открытое обращение. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ДЛЯ ВСЕХ!
15 сентября 2012 года многотысячная колонна педагогических, медицинских, научных работников, деятелей культуры присоединилась к «Маршу миллионов», чтобы выразить свой протест против разрушения отечественного образования, науки, культуры и здравоохранения. Мы требуем от Президента и Правительства принять следующие меры: Обеспечить конституционное право граждан РФ на получение полностью бесплатного образования всех уровней (Статья 43 Конституции РФ). Подвергнуть 3-ю редакцию законопроекта РФ «Об образовании» общественной экспертизе. Примечания. Наиболее опасные новации правительственного проекта: С государства снимается финансовая ответственность за предоставление бесплатного образования гражданам, она передаётся Субъектам РФ. Это грозит сокращением образовательных учреждений, в случае нехватки денежных средств у региона. Не прописана норма доли расходов ВВП РФ на образование. Сейчас бюджетные расходы на науку и образование равны 1,1% ВВП, что в 2,5-3 раза ниже, чем у США, ЕС, Японии и Китая. Узаконивается подушевое финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений как единственный источник финансирования, с оговорками в отношении малокомплектных сельских школ. Это уже ударило по образовательным учреждениям. Нагрузка на преподавателей возросла вдвое при той же мизерной оплате труда. Например, в настоящее время зарплата старшего преподавателя Федерального регионального вуза после вычета Подоходного налога составляет 6000 руб., а доцента со званием – 12000 руб. В законопроекте с учетом Болонской декларации вводятся ступени высшего образования бакалавриат и магистратура. С учетом того, что гарантий получения бесплатного образования по магистерским программам в законе нет, высшее образование в России станет платным как минимум на 1/3 часть. Законопроектом предполагается модернизировать систему начального и среднего профессионального образования. Имеющаяся сейчас система ПТУ будет внесена как первая ступень в систему среднего профессионального образования. Опасность в том, что при «переносе» могут потеряться и учащиеся и педагоги, а наработанные программы не будут востребованы. Законопроектом устанавливается, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). Вследствие этого получение среднего образования, по сути, перестает быть обязательным. Экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законопроекте лишь как способ получения документа об образовании. Результат – уже в этом году экстернат стал платным. Особое внимание в законопроекте уделено формам участия представителей работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Впрочем, это нововведение уже вызвало резкую реакцию самого педагогического сообщества, так как непонятны основания, по которым работодатель, не имея прямого отношения к образовательному процессу, будет оценивать его эффективность. Неясны и правовые последствия, которые неблагоприятные результаты экспертизы будут иметь для образовательной организации. Весьма спорной новацией стало введение в законопроект ст. 91, регламентирующей особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. Как отмечают эксперты, содержание данной статьи может быть сочтено нарушением нормы Конституции РФ, гарантирующей светский характер государства. Отсутствуют обязанности органов власти при расчете бюджетного финансирования сферы образования исходить из требования сохранения уровня заработной платы педагогических работников не ниже средней по экономике данного региона. Более того, из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам. По инициативе министерства образования в проекте закона изменены нормативы числа бюджетных мест в вузах. Вместо действующего на данный момент норматива 1700 бюджетных мест на 10 тысяч населения, в проекте закона заложена норма – 800 мест на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. Как поясняют авторы проекта, это позволит к 2015 году сократить около 180 тысяч бюджетных мест. Вызывает опасения проведенное в тексте проекта разделение дошкольного образования на собственно образование и присмотр. Ранее, эти две функции детских садов рассматривались неразрывно, но теперь возникает возможность размывания образовательной функции дошкольных учреждений через суррогатные формы «учреждений для присмотра». Отсутствует в проекте и регулирование правового статуса таких учреждений образования как лицеи, гимназии и прочие типы школ с углубленным изучением тех или иных предметов, получивших распространение в 90-е гг. Проявившаяся в последние годы тенденция к унификации школ разных типов грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу, что конечно противоречит концепции равных прав на получение качественного образования. В законопроекте упрощается процедура ликвидации сельских школ. Ст. 22. предусматривает, что ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускаются только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация (ранее – с согласия сельского схода). Как показывает практика, основной причиной закрытия сельских (и не только) школ, является их «нерентабельность» - недостаточность выделяемых согласно подушевому финансированию средств для нормального функционирования и развития школы. Т.е., происходит снятие барьеров на пути господства экономической целесообразности, при том, что закрытие школы, как правило, приводит к падению образовательного уровня обучавшихся в этой школе детей и оттоку квалифицированных кадров. Предусмотрено также проектом право вуза отчислить студента не только за академическую неуспеваемость, но так же за совершение дисциплинарных проступков (предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка). По большому счету – это попытка узаконить отчисления «за политику». Обеспечить доступ общественности к определению приоритетных сфер финансирования образования, культуры и здравоохранения, и контролю за расходованием бюджетных средств, выделенных на данные сферы. Отменить Федеральный закон № 83 об автономных, бюджетных и казённых учреждениях. Сохранить нормативное финансирование государственных и муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, при котором не менее 50% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества человек (обучающихся, больных и др.), а остальные средства - по подушевому принципу. Обеспечить выполнение ст. 133 Трудового кодекса РФ, приравняв МРОТ к прожиточному минимуму. Вернуть в Трудовой кодекс РФ пункт третий ст. 129 и пункт четвертый ст. 133 (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ), которые запрещают включение в МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Привести оплату труда работников сферы образования, культуры и здравоохранения в соответствие с оплатой труда в сфере экономики и высокооплачиваемых бюджетников (государственных служащих и пр.). Установить среднюю ставку зарплаты педагогов в месяц при 36 рабочей неделе (18 учебных часов) не ниже средней зарплаты в промышленности, а в вузах – не ниже двух средних заработных плат в промышленности с 1 сентября 2012, как было обещано Президентом в Предвыборной компании. Отменить постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов…», которые привели к диспропорциям в расчёте вознаграждения за один и тот же труд. Для ликвидации указанных негативных последствий действующей на сегодняшний день системы оплаты труда разработать (обязательно с привлечением преподавательской общественности) Единую тарифную сетку, взяв за основу тарифные коэффициенты ЕТС, которые действовали до 2000 года, и перейти к ней уже ближайшее время". Отказаться от практики объявления зарплат бюджетников «коммерческой тайной» и создать прозрачную и справедливую систему начисления заработной платы (а также всех иных доходов и премий), не допускающей превышение совокупного дохода руководителя (и любого другого начальника), более чем в три раза совокупного дохода сотрудников (для вуза - представителей профессорско-преподавательского состава). Обеспечить студентам стипендии не ниже прожиточного минимума. Приостановить внедрение научно необоснованных, недоработанных, требующих общественной экспертизы и экспериментальной проверки Федеральных государственных образовательных стандартов. Предоставить учащимся свободу выбора формы итогового аттестационного экзамена. Провести независимую экспертизу заданий и критериев оценки итогового аттестационного экзамена. Не тратить государственные деньги на разработку новых обязательных ЕГЭ (по иностранному языку и др.). Закрепить за высшими учебными заведениями право выбора между программами бакалавриата и «специалитета». Вернуть норму количества студентов на преподавателя (не более 8 человек). Упростить и сделать прозрачной систему грантов и целевых субсидий для исследователей, НИИ и университетов. Разработать упрощенную и прозрачную систему закупок вместо ФЗ-94. Прекратить ликвидацию сельских школ без согласия сельского схода, сохранить в полном объёме льготы для сельских педагогов.
15.09.2012
Орг. комитет Колонны образования, науки, культуры и здравоохранения Çыпăçтарнисем: |