Чăваш Республикинчи учительсенчен Раççей Президенчĕн Грантне 2006-2009 çулсенче пурĕ 446 вĕрентекен тивĕçнĕ. Вĕсен нумай енлĕ пултарулăхĕн паха ĕç опытне пухса Чăваш Республикин Вĕрентÿ министерстви кĕнеке кăларнă. Унăн ум сăмахне Вĕрентÿ институчĕн ректорĕ В.Д.Данилов профессорпа С.В.Димитриева доцент çырса хатĕрленĕ. Кĕнекере 112 учителĕн ĕç опычĕ çинчен кĕскен каласа панă.
Одной из задач приоритетного национального проекта
«Образование» (ПНПО) является стимулирование педагогов за высокое
педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Конкурсный отбор лучших учителей проводится на
основании следующих критериев:
-
позитивная динамика учебных достижений обучающихся за
последние три года;
-
позитивные результаты внеурочной деятельности
обучающихся по учебным предметам;
-
позитивные результаты деятельности учителя по
выполнению функций классного руководителя;
-
использование современных образовательных технологий, в
том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в
воспитательной работе;
-
обобщение и распространение собственного
педагогического опыта; участие в муниципальных, региональных и федеральных
профессиональных конкурсах;
-
повышение квалификации и профессиональная
переподготовка.
ПНПО за счет стимулирования лучших учителей создал дополнительную мотивацию у
педагогов к достижению высоких результатов. За четыре года (2006-2009) в
конкурсных процедурах участвовало около 12 % учителей. Государственную
поддержку из федерального бюджета получили 446 педагогов Чувашии.
В течение четырех лет в конкурсе приняло участие 1721 педагог нашей
республики, из них 63,2% сельских учителей, 36,8% - городских. Среди
победителей конкурса 57,6% - это городские учителя и 42,4% - сельские.
Наиболее активно участвовали в конкурсе учителя, имеющие педагогический
стаж от 21 до 25 лет.
Участвующие в конкурсе педагоги
представляли 18 школьных предметов. Наибольшее количество победителей - это
учителя истории, обществознания, права, экономики - 36,2%, математики - 33,6%,
русского языка и литературы - 31,3%, чувашского языка и литературы - 27,3%,
биологии, химии, экологии - 24,7%.
Следует отметить активность педагогического сообщества
Вурнарского, Чебоксарского, Красноармейского, Ибресинского, Ядринского и
Яльчикского районов. Среди городских педагогов - Чебоксары, Новочебоксарск и
Шумерля.
Наибольшее количество победителей за все годы проведения конкурса - это
педагоги Яльчикского и Цивильского (4,5%), а также Красноармейского (4,3%) и
Чебоксарского районов (3%). Среди городских педагогов почти 40% победителей
приходится на г. Чебоксары, 12,8% -
на г.Новочебоксарск и 2,7% - на г. Шумерля.
В результате активизации
деятельности педагогов ежегодно растет число участников предметных олимпиад,
научно-практических конференций, творческих и интеллектуальных конкурсов.
Результаты единого государственного экзамена выпускников сельских базовых школ
сравнялись с результатами городских школьников, процент поступления в вузы
растет ежегодно в среднем на 7%.
Проект стал толчком для формирования нового представления о качестве
образования за счет открытой, прозрачной критериальной внешней оценки.
За годы реализации проекта в образовательных
учреждениях активизировалась работа органов государственно-общественного
управления образованием, так как именно они стали заявителями на участие в
конкурсе инновационно работающих педагогов, таким образом, став соучастниками
проекта. Так, в 51% случаев заявителем стал управляющий совет, в 25,8% -
педагогический совет, в 11,9% - попечительский совет, в 5,0% - совет
образовательного учреждения, в 4,6% - родительский комитет, в 1,1 % - благотворительный
фонд, в 0,6% - ассоциация учителей Чувашской Республики.
Расширяется представительство общественности в качестве гражданских экспертных
организаций в конкурсных процедурах. Экспертизу конкурсных материалов педагогов
проводили представители таких общественных организаций, как Совет ректоров
учреждений высшего профессионального образования, Совет директоров
образовательных учреждений Чувашской Республики, Совет директоров учреждений
среднего профессионального образования, Общественная организация «Чувашский
республиканский Союз попечителей образования», Чувашская республиканская организация
профсоюза работников народного образования и науки РФ, Общественная организация
«Чувашский национальный конгресс». Они заинтересованно и объективно подошли к
изучению и оценке представленных материалов, а это в свою очередь обеспечило
открытость и прозрачность экспертизы.
Благодаря ПНПО в педагогической общественности начали организовываться общественные
формирования внутри системы - общественная организация «Ассоциация учителей
Чувашской Республики», Совет директоров школ Чувашии. Общественные объединения
лидеров образования стали центрами трансляции передового педагогического и
инновационного опыта, а учителя-победители ведут активную консультативную,
методическую, тьюторскую работу, участвуют в системе повышения квалификации.
Решение многих проблем образовательного учреждения напрямую зависит от
квалификации, личностных качеств и профессионализма учителей. Сегодня педагог
должен не только владеть содержанием преподаваемой дисциплины, но и всей совокупностью
современных форм, методов и средств обучения, что определяет уровень
профессиональной компетентности. Всеми этими качествами обладают педагоги,
ставшие победителями конкурса лучших учителей. Конкурс заставил многих совершенно
по иному оценить свой труд, активизировалась творческая и исследовательская
деятельность учителя, произошла перестройка сознания на уровне всей педагогической
общественности.
Проект способствовал значительному росту информационной культуры
всех участников образовательного процесса.
Для прозрачной процедуры конкурсного отбора
организовано широкое информирование населения. На сайте Министерства
образования и молодежной политики Чувашской Республики открыты баннеры,
посвященные реализации ПНПО. Открытие образовательного портала Чувашии
послужило ресурсом для современной организации труда педагога, учащегося,
управленца. 12% педагогов создают собственные ЦОРы и разрабатывают методики их
использования, 100% школ имеют и регулярно поддерживают сайты. Учителя все
более активно размещают свои сайты в Интернете. Всего на сегодняшний день во
всемирной паутине размещено 997 сайтов педагогов. Здесь можно найти много
материалов из опыта работы.
Важной особенностью профессиональной позиции педагога-новатора,
ориентированного на инновационные преобразования, является умение увидеть,
вскрыть противоречие, зачастую тогда, когда массовая практика еще не
испытывает серьезного дискомфорта в решении поставленных перед обществом задач.
Распространение, внедрение опыта лучших учителей в
массовую практику - это одна из главных задач ПНПО. При этом опыт обобщается и
как целостная система. С этой точки зрения книгу «Мастер-классы учителей -
обладателей грантов Президента Российской Федерации» об инновационном
педагогическом опыте можно считать наиболее оптимальным способом оформления
педагогических находок с целью распространения опыта в педагогическом
сообществе.
с Çыпăçтарнисем: |