Система образования Чувашии стремится соответствовать времени, гибко реагирует на изменяющиеся потребности общества путем внедрения эффективных организационно-финансовых, управленческих механизмов и новых образовательных технологий, участия в различных федеральных, международных образовательных проектах и программах, реализации республиканских целевых программ и модернизации инфраструктуры образования.
На строительство и ремонт учреждений образования, обновление учебно-спортивной базы, мебели, столового оборудования и др. в 2008–2009 годах направлено более 3,0 млрд. рублей из консолидированного бюджета Чувашской Республики, что позволило увеличить долю учащихся, обучающихся в школах, которые соответствуют современным требованиям, до 92,3 процента (по России - около 60 процентов).
Для дальнейшего развития школьной инфраструктуры следует находить нестандартные пути модернизации материально-технической базы и архитектуры школ, о них говорилось на августовском совещании.
Мощным толчком для дальнейшего формирования современной инфраструктуры образования стало участие республики в приоритетном национальном проекте «Образование», комплексном проекте модернизации образования, федеральной целевой программе развития образования и др., что позволило только в 2009 году дополнительно привлечь в бюджет Чувашской Республики около 500,0 млн. рублей. Эти проекты стали важнейшим инструментом управления результатами, которые позволяют перевести внедрение инноваций в регулярный режим и способствуют дальнейшим положительным системным эффектам.
Продолжается деятельность по повышению эффективности бюджетных вложений и переводу отрасли в режим конкуренции, оптимизации экономических показателей. Так, показатель «число учащихся на 1 учителя» составляет 13, что превышает среднероссийский показатель на 30 процентов; «наполняемость классов» составляет 19,59 процента, это выше, чем в Российской Федерации, на 7,4 процента и Приволжском федеральном округе – на 16,3 процента. Активная работа проводилась по оптимизации сети школ в сельской местности, наполняемость классов в сельских школах составляет 15,55 процента, что превышает среднероссийский показатель на 29,1 процента.
Однако по-прежнему не достигнуто рекомендуемое соотношение численности учителей и прочего персонала, которое в настоящее время составляет 54:46 (идеальный вариант – 70:30).
В 2010 году приоритетом в деятельности управленцев должна стать работа по повышению эффективности использования ресурсов, приведению экономических показателей в соответствие с задачами, определенными в указах Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 и от 28 апреля 2008 года № 607.
Важнейшей задачей в 2010 году является также перевод образовательных учреждений в автономные. В республике уже создано 9 автономных образовательных учреждений. Следующим этапом должен стать активный перевод школ, детских дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования детей в автономные.
Сеть дошкольных образовательных учреждений включает 435 детских садов, 212 дошкольных групп при общеобразовательных школах, 172 группы кратковременного пребывания детей в школах и детских садах. В них получают соответствующие услуги 67,3 процента детей в возрасте от 1 до 7 лет. Начали создаваться новые формы организации дошкольного образования: открылись первые домашние и семейные детские сады, семейные клубы, центры игровой поддержки и др.
Родительская плата за услуги детского сада сохраняется на социально приемлемом уровне и не превышает 20 процентов от стоимости содержания ребенка в детском саду.
Благодаря реализации нацпроекта с 2007 года более 41 тыс. семей получают компенсацию части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, в 2009 году на эти цели предусмотрено 91,9 млн. рублей.
Одной из основных проблем является недостаток мест в детских садах. Для 27,4 тыс. детей услуги дошкольного образования все еще остаются недоступными.
В 2010 году следует сделать реальной практику размещения на конкурсной основе муниципальных заказов по предоставлению услуг дошкольного образования в целях создания равных условий для организаций различных форм собственности, активного включения в этот процесс разных институтов.
Современные технологии для повышения качества образования
Инвестиции в развитие человеческого капитала, концентрация ресурсов в «точках роста» (ресурсных центрах) позволяют превратить систему общего образования в эффективную площадку формирования облика новой школы.
Ресурсные центры постепенно превращаются в многофункциональные инновационные комплексы по разработке, внедрению современных образовательных технологий, тиражированию лучших педагогических практик. В 123 школах открыты экспериментальные площадки по проектированию, апробации инноваций (в 2009 году – 61).
Внедрению новых образовательных технологий способствует создание конкурентной среды. В 2009 году каждая вторая школа республики участвовала в различных интеллектуально-творческих мероприятиях, вдвое по сравнению с 2007 годом увеличилось количество победителей и призёров всероссийских научно-исследовательских, интеллектуальных и творческих конкурсов. За 2008–2009 годы 64 школьника стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад.
Результаты ЕГЭ-2009, как и в предыдущие годы, выше результатов выпускников России в целом: средний балл по математике в республике составляет 53,75 (в России – 42,90), по русскому языку – 62,32 (в России – 56,40).
На протяжении ряда лет более 90 процентов выпускников поступают в учреждения профобразования разных уровней, в том числе в этом году в вузы – 66,1 процента, из них каждый четвёртый – в крупные столичные вузы. Имеет положительную динамику поступаемость в вузы среди сельских выпускников, доля их увеличилась на 21 процент (в 2000 г. – 34,0 %, в 2009 г. – 55,0 %).
В 2010 году необходимо усилить общественный контроль за организацией итоговой аттестации выпускников и 9-х, и 11-х классов, активно вовлекая в указанные процедуры представителей органов местного самоуправления, родительской общественности, журналистов и др.
Системообразующей основой для активного внедрения современных образовательных технологий являются информационные ресурсы. В настоящее время на один компьютер приходится 9,4 школьника, а в базовых школах – практически выше многих европейских стран – 5 школьников на один компьютер (в России – 1:20). Запущен республиканский образовательный портал «Образование Чувашии», через который имеют единую точку входа в сеть Интернет все образовательные учреждения. Благодаря этому существенно возросла скорость подключения к сети (она составляет 800 кбит/сек) и в несколько раз уменьшилась стоимость интернет-трафика. В 2010 году всем образовательным учреждениям предстоит подключиться к образовательному порталу.
В республике действует около 20 методических интернет-объединений учителей-предметников, все школы и более 25 процентов учителей имеют сайты, домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть и др. Приоритетами следующего года в этом направлении должны стать создание локальных школьных сетей (в городе их имеют 70 % школ, на селе – 20 %) и активное использование их как в учебно-воспитательной, так и в организационно-управленческой деятельности. Созданный в образовании ИКТ-потенциал необходимо активно использовать для населения, с целью обучения компьютерной грамотности, способам работы с информацией в интернете.
Информационные образовательные ресурсы активно используются в создании доступных качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. В республике ведется целенаправленная работа по их социальной реабилитации, развитию сети специальных коррекционных школ, интеграции указанных детей в обычные школы. Формируется сеть образовательных учреждений, в которых организовано дистанционное обучение 70 детей. С октября 2009 года действует Республиканский центр дистанционного образования.
В 2010 году необходимо развивать дальнейшую интеграцию детей-инвалидов в образовательную среду, продолжить формирование адаптированной инфраструктуры, организовать обучение педагогических кадров современным методикам по удовлетворению разных образовательных потребностей.
Развитие потенциала педагогических кадров
(В системе дошкольного и школьного образования в 2009 году работает более 18,9 тыс. педагогических и руководящих кадров, в том числе в школах – 10,4 тыс. учителей).
Одним из эффективных факторов развития педагогического потенциала является введение дифференцированной системы оплаты труда, при которой заработная плата зависит от качества и результативности работы.
На новую систему оплаты труда школы республики переведены с 2007 года, остальные образовательные учреждения – с 1 января 2009 года. Задача, поставленная в Указе Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике», о повышении средней номинальной заработной платы учителей вдвое, выполнена (в 2006 г. – 5363 рубля, в ноябре 2009 г. – 10957 рублей). Стимулирующая часть в школах республики составляет более 20 процентов от фонда оплаты труда. Заработная плата почти 20 процентов наиболее квалифицированных учителей на 34,7 процента выше средней в экономике и составляет около 16,0 тыс. рублей в месяц.
В целом же средняя заработная плата в отрасли в январе–октябре текущего года составляет 8757,7 рубля (77,7 процента к уровню средней зарплаты в экономике). Ближайшей задачей станет доведение ее до уровня средней зарплаты в экономике. Дальнейшее увеличение средней зарплаты возможно за счет увеличения стимулирующей части фонда оплаты труда до 30 процентов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. № 317.
Особое внимание необходимо уделить эффективной реализации принципов новой системы оплаты труда в системе дошкольного образования. Ценность труда квалифицированных педагогических работников и мотивацию к качественной работе должно повысить доведение стимулирующей части фонда оплаты труда (как и в школьном образовании) до 30 процентов (в настоящее время 5–10 процентов).
Существенно изменена система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Активно внедряются инновационные модели повышения квалификации педагогов, в основе которых лежат модульные технологии, индивидуальные образовательные программы. В 2009 учебном году по инновационным образовательным программам свою квалификацию повысили 47 процентов педагогов республики.
Важной задачей в 2010 году в повышении квалификации педагогических и руководящих кадров является увеличение инновационной составляющей – «обучение действием», или использование лучших практик. В связи с этим предстоит максимально организовать проведение мастер-классов, проблемных семинаров, лабораторных занятий, тренингов для педагогических работников на базе образовательных учреждений – победителей всероссийских, республиканских конкурсов.
В связи с объявлением 2010 года Годом Учителя необходимо развивать систему моральной и материальной поддержки педагогов, повысить качество и результативность педагогического труда, усилить внимание общества к проблемам образования.
Çыпăçтарнисем: |