Заявления, сделанные проректором РАНХиГС Иваном Федотовым на экономическом форуме в Петербурге (ПМЭФ), запустили дискуссию о том, кто работает в российских школах. По словам Федотова, существуют лишь единицы тех, у кого хочется учиться, все остальные педагоги — «отвратительные неудачники» и «серая масса», имеющие плохое образование и не желающие меняться. Сами работники образования эмоционально отреагировали на прозвучавшее заявление.
Высокая нагрузка и низкая зарплата — вот два главных фактора, которые убивают престиж профессии учителя, рассказал преподаватель екатеринбургской школы № 145, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года-2018» Максим Новиков. «Современному учителю, чтобы получать достойную зарплату, нужно работать на полторы-две ставки, — рассказал корреспонденту „URA.RU“ педагог. — У него не то что стремления — возможности развиваться нет. Либо у тебя не остается времени, либо денег».
В XXI веке основными рабочими инструментами для многих учителей остаются доска, мел и тряпка
Доводя зарплату учителя до средней по региону, как это предписывалось майскими указами президента России, ставку никто не повысил, пояснил учитель. «Чтобы получать больше денег, приходится больше работать. Восемь-десять уроков в день — это само по себе эмоционально сложно, а ведь нужно еще проверять выполнение заданий», — рассказал Новиков.
Уровень доходов сильно влияет не только на стремление уже работающих учителей развиваться, но и определяет выбор профессии молодыми специалистами. По словам члена совета межрегионального профсоюза «Учитель» Марины Шаровой, на Урале молодой педагог получает 13-16 тысяч рублей. «Гибкие и продвинутые», по словам Шаровой, в школы работать не идут.
«Учителя не деградируют, учителя компенсируют недооснащенность и недофинансирование средних школ», — рассказала собеседница.
Проректор президентского института назвал учителей «отвратительными неудачниками»
При этом в разных регионах зарплата учителей отличается в два и более раза. Так, в Югре учителя в среднем получают более 50 тысяч рублей, рассказала на условиях анонимности завуч одной из школ. При этом доплата за квалификационную категорию составляет всего 5 тысяч. «Многие отказываются от повышения квалификации, — рассказала собеседница. — Им достаточно подтвердить уже имеющуюся, а ради такой надбавки желания напрягаться у них нет».
Впрочем, низкая зарплата и загруженность, хоть и определяющие, не единственные факторы, которые негативно влияют на работу учителей. Третья причина, которая сильно мешает педагогам, — излишняя бюрократизация образования. «Учителей мучают отчетностью, — рассказал профессор Московского государственного педагогического университета (МГПУ), писатель Евгений Жаринов. — Жуткая бюрократия — это проявление административного страха перед ребенком, что и выражается в дебильных циркулярах».
В целом же высказывания, подобные тем, что сделал проректор РАНХиГС, вольно или невольно выражают позицию работодателей в целом, уверен сопредседатель профсоюза Всеволод Луховицкий: если работники плохие, то не надо думать о требованиях к ним, им не надо платить достойную зарплату, на них можно вообще не обращать внимания. Çыпăçтарнисем: |