- Для меня очень странно, что вопрос ставится сейчас. Общество становится всё более образованным в разных областях жизни. Совершенно очевидно, что любой язык - это свой алгоритм мышления, и чем больше алгоритмов мышления, тем интеллектуальность выше. У нас в стране 37 государственных национальных языков и 15 приравненных к ним. Интеллектуальное развитие начинается бурно в школе. Если мы хотим быть интеллектуальными, если мы хотим интеллектуально развиваться, то мы обязательно должны учить национальные языки. Это то, что нельзя убивать - говоритдиректор центра переводоведения РАО, доктор филологических наук Ирина Алексеева.
По её мнению, идущие споры – они не о национальном равноправии вовсе, и рассуждать так - это вчерашний день. Сегодня размышлять надо о достоянии всемирной культуры, коим является каждый национальный язык. И каждый человек, кто знает национальный язык с детства - он есть тоже национальное достояние.
Равноправное и развитие национальных культур, основа национальной культуры – это не танец и не песни, это язык, тексты, слово творящее. И залог стабильности общества в том, что все языковые культуры присмотрены, ухожены. Принуждать в школах ни к чему не нужно. Нужно просто подать национальный язык - как ягодку на торте, как кружева, как что-то чудесное, нужно лелеять свою культуру. Потому что оно таковое и есть и нельзя это терять.
- Мы ежедневно имеем дело с другими национальностями в повседневной жизни. И с татарами, и с евреями, и с узбеками и так далее. У них другой язык, другое богатство мира, и они за него держатся, даже не будучи людьми с высшим образованием. Где у нас национальные языки живут? В деревнях. Они живут в глубинке, чем дальше в лес, тем больше национального языка. И ведь нет центра без периферии. Национальные ззыки – это народ, и опираться надо на народ, а не на единиц, которые выучили языки. И последняя вещь: стремление знать только западные языки – это большое высокомерие по отношению к нашим ближним соседям. Почему они у нас во втором ряду, а немецкий и французский языки у нас на первом? Новое общество, которое мы строим, должно поставить национальные языки России на одну доску с европейскими во всех смыслах, считает Ирина Алексеева.
- Как гражданин, как человек, живущий в Марий Эл, я считаю, что надо с уважением относиться к национальному языку. Изучать родной язык, безусловно, нужно, но на добровольной основе и не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, - считает Галина Стародубцева, учитель русского языка ГБОУ «Политехнический лицей-интернат» (Республика Марий Эл).
- Языки народов России необходимо сохранить, это способствует укреплению межнациональных отношений. При этом следует учитывать гражданскую позицию жителей республики. Изучение в школах России государственного языка на должном уровне и в полном объёме будет играть немаловажную роль в создании единого образовательного пространства.
По наблюдениям преподавателя школьники разного возраста с удовольствием изучают историю и культуру Марийского края - это одни из их любимейших предметов.
- Как учитель русского языка, я часто использую материалы этнокультурной программы на своих уроках. Марийский язык мелодичный, красивый и образный. Изучать его надо осознанно, вникая в красоту и смысл каждого слова. Нельзя воспитывать детей глухих и слепых к слову. Изучая новые слова, дети совершают духовную работу. Заинтересовать родным языком могут умные и интеллигентные взрослые. Вот тогда язык откроет свои тайны и будет нужным. Я убеждена, что культурному человеку необходимо сочетание этих двух языков..
https://newizv.ru/news/politics/28-05-2018/dobrovolno-ili-po-prinuzhdeniyu-kak-izuchat-natsionalnye-yazyki-v-shkolah Çыпăçтарнисем: |